7 грехов допечатной подготовки

Татьяна Данилюк

12 августа 2018

#полиграфия

Татьяна Данилюк

Байер

Хотя бы раз в жизни каждый работник рекламного агентства испытывал чувство жгучей обиды и разочарования, забирая готовую продукцию из типографии. Результат бесконечных согласований с клиентом и бесценный труд дизайнера может с легкостью превратиться в чужое и странное нечто.

Угадывать в финальной работе едва заметные черты исходника и собственных ожиданий — занятие не из приятных. Но так ли виновата типография? Попробуем разобрать основные ошибки допечатной подготовки, чтобы избежать таких ситуаций.

Ошибка в размере

Первое, что нужно сделать при работе с макетом для печати — задать правильный физический размер, например, в миллиметрах. Запомните: в полиграфии нет места пикселям. Например, если это стандартная визитка, то размер изображения будет 90х50 мм, если листовка формата А4 — 210х297 мм. Все стандарты легко найти в интернете: если сомневаетесь, то всегда лучше перепроверить.

Некорректное разрешение

Второй по важности параметр — разрешение изображения. Оно измеряется в пикселях (ppi) или точках на дюйм (dpi) и прямым образом влияет на качество самой картинки. Для высококачественной офсетной печати стандартное разрешение — 300 dpi. Если нужна повышенная детализация, можно использовать изображение с большим разрешением (например, до 400 dpi), в противном случае задирать показатель не стоит — ничего, кроме увеличения конечного размера файла, это не даст. Меньшее значение используется для печати наружной рекламы: никто не будет пристально разглядывать детали баннера с близкого расстояния.

Отсутствие вылетов

Вылеты — это заступы изображений за границы печатного листа, которые позволяют избегать появления незапечатанных фрагментов по краям. О них лучше помнить еще на стадии создания макета, чтобы не возвращаться к вопросу после того, как все согласовано с клиентом.

Многотиражная полиграфическая продукция режется стопками. При этом нож может немного отклоняться от меток в пределах погрешности… А иногда и сверх них. Чтобы избежать «зарезаний» или белых полос, всегда следуйте следующим правилам:

  • оставляйте припуски под обрез с каждой стороны макета — если типография не предоставила собственные размеры, руководствуйтесь «правилом четырех»: минимум 4 мм с каждой стороны;

  • выставляйте метки реза, чтобы печатник видел, по каким линиям можно резать макет;

  • не размещайте объекты и детали макета в «опасной зоне» менее 3 мм от края.

Неверная цветовая модель

Все элементы макета должны быть выполнены в цветовой модели CMYK. Помните о том, что цветовая модель RGB живет только на экранах мониторов. Если пренебречь этим правилом, то вы получите бледные и грязные оттенки вместо ярких и красивых, которые видели на экране.

Чтобы получить результат, максимально приближенный к тому, что вы видите на мониторе, запросите в выбранной типографии цветовой профиль ICC — это специальный файл, описывающий, как конкретное печатное устройство работает с цветом. Если у вас нет возможности получить цветовой профиль, то воспользуйтесь одним из установленных вариантов в соответствии с географическим расположением типографии.

Шрифты не в кривых

Всегда переводите текстовые объекты макета в кривые. Нет никакой гарантии, что ваш красивый и свежекупленный (или скачанный?) шрифт уже есть в библиотеке типографии. В этом случае при открытии файла происходит автоматическая замена ненайденных шрифтов на те, что уже установлены. Текст в кривых воспринимается программой как векторный объект и потому не меняет свой первоначальный вид.

Путаница в страницах

Если бы сами заказчики представляли, сколько проблем возникает при сборке листов в типографии, общепринятый подход к созданию макетов был бы иным. Несовпадение левой и правой страниц разворота — рядовая ситуация, с которой сталкивается каждый печатник. Также далеко не всегда получается удачно разместить фото, переходящее с одной части разворота на другую: даже дорогие глянцевые журналы порой допускают такую небрежную ошибку.

Технологичней и грамотней всё многостраничное макетировать и собирать в программах верстки (например, Adobe InDesign). В этом случае вы сможете визуально воспринимать развороты и записывать постраничные eps- или pdf-файлы, из которых в типографии сделают электронный спуск полос.

Загадочный тип файла

Файлы должны быть в форматах pdf, ai, eps — в зависимости от настроек и оборудования типографии. Изучите заранее пожелания производственников — как правило, они выложены на сайте типографии или высылаются по первому требованию.

Ну и наконец, не забудьте приложить jpg в качестве образца того, что должно получиться в итоге. Потом можно будет с работниками типографии поиграть в «Найди 100 отличий».