5 важных пунктов в ТЗ на разработку сайта

Артур Засеев

24 августа 2018

#web

Артур Засеев

Интернет-маркетолог

Составление технического задания — занятие не из простых. С одной стороны, все прекрасно понимают, что это необходимый элемент работы, а с другой — многие клиенты воспринимают этот процесс как написание сочинения на вольную тему в школе. Одни на скорую руку составляют произвольный документ из пары страниц, где в случайном порядке перечислены все сокровенные желания заказчика, в то время как все остальные предпочитают писать кропотливый труд, достойный литературной премии.

Еще большая неразбериха возникает тогда, когда перед исполнителем стоит не рядовая задача вроде верстки макета баннера, а куда более глобальный проект — особенно, если речь идет о разработке сайта. Разберем, какие моменты всегда необходимо учитывать при составлении такого задания.

Бизнес-задачи проекта

Никто не заказывает разработку сайта просто так — даже если сам заказчик об этом не догадывается. Как правило, с помощью сайта хотят решить определенные бизнес-задачи. Часто клиенту кажется, что эти задачи должны быть очевидны исполнителю, но это заблуждение. Не жалейте времени на уточнение задач и их подробное обсуждение с заказчиком. Это один из самых важных этапов подготовки ТЗ.

Очень важный момент: бизнес-задачи должны быть измеримыми, иначе это не задачи, а пожелания. Если в задачах указано «повышение узнаваемости бренда компании», то не забудьте сразу прописать, как вы планируете их измерять. Иначе это пустой звук, не более того.

Описание целевой аудитории

Кто будет пользоваться проектируемым сайтом? Что у этих людей общего? Что отличает одну группу от другой? И забудьте про «мужчины и женщины в возрасте от 25-40 лет». Это не помогает, правда. Составьте с клиентом подробное описание тех людей, для которых разрабатывается сайт. Да-да, сайт разрабатывается не для заказчика, как бы это странно не звучало.

После описания целевых аудиторий сайта мы должны объединить характерные особенности каждой из них в своего персонажа — предполагаемого пользователя, для которого, собственно, и создаётся сайт. Подробнее о процессе их создания мы уже рассказывали в недавней статье.

Юзер-стори (user story)

Это сценарии, которые описывают все возможные ситуации использования сайта, начиная от самого важного — первой сессии, когда пользователь впервые знакомится с интерфейсом сайта, и заканчивая решением задач каждого персонажа.

Сценарии детально описывают каждый шаг персонажа на пути к достижению своей цели. Весь этот путь называется — user experience (опыт взаимодействия). Это то, что останется с пользователем после общения с вашим сайтом: будет ли он доволен, получит ли то, что хотел и даже больше, или же — нет, и тогда вы потеряете потенциального клиента.

Функционал сайта

Пользовательские сценарии определяют функционал сайта, который фиксируется в виде списка. В дальнейшем этот список будет использоваться программистами для расстановки приоритетов задачам при разработке сайта, чтобы быстрее доводить до рабочего состояния полноценные функции сайта, а не абстрактные программные блоки.

Сначала мы описываем, что делают с сайтом персонажи, а потом мы определяем исходя из этого, какой у сайта должен быть функционал. Не наоборот. Если мы видим, что ни у одного персонажа нет потребности в какой-то функции, то ее и не должно быть. Если мы начинаем за уши притягивать персонажей к функционалу, то можно смело бросать все работы по проектированию — от них все равно не будет никакого толка.

Требования к интерфейсу и внешнему виду

Также пользовательские сценарии в большой степени определяют интерфейс проектируемого сайта. Для того, чтобы заказчику (да и остальным участникам проектной команды) было проще представить себе проектируемый сайт, мы используем динамические прототипы, схематично изображающие расположение всех основных элементов каждой страницы и позволяющие имитировать работу будущего сайта.

Требования к визуальному оформлению сайта чаще всего фиксируются в виде мудборда — большого коллажа, на котором располагаются примеры графических решений, которым должен соответствовать разрабатываемый сайт. При этом стоит также помнить, что визуальное оформление ни в коем случае не должно мешать пользователю решать свои задачи.

Если вы сконцентрируетесь при подготовке ТЗ на действительно важных вещах и не будете зарываться в детали, то этот документ поможет вам запустить действительно успешный интернет-проект, который будет не только радовать глаз, но и приносить реальную пользу бизнесу.